- История создания студии Universal
История создания студии Universal
1 июня 2008 года сильнейший пожар охватил американскую киностудию Universal, уничтожив несколько кварталов декораций. В настоящий момент пожар полностью потушен. Около суток с огнем боролись более 400 пожарных, десять из них ранено, в том числе двое - во время взрыва.
Universal Studios (Universal Pictures) является дочерней компанией NBC Universal и входит в Большую Десятку киностудий мира.
Universal является второй старейшей студией Голливуда (первая - Paramount Pictures, принадлежащая Viacom и являющаяся партнером Universal по United International Pictures - компании, занимающейся дистрибуцией фильмов этих двух студий за пределами США).
Моментом начала существования Universal считается дата основания одного из ее предшественников - Yankee Film Company (1909). Основатель Universal - Карл Лемле был немецким евреем, иммигрировавшим в Америку и владевшим одежным магазином.
При создании Universal Лемле объединил усилия с Эйбом и Джулиусом Стернами.
В 1905 году Лемле приехал в Чикаго был потрясен популярностью синематографа. По возвращении в Висконсин Лемле продал свой галантерейный бизнес, а на выручку купил первый из многочисленных никельодеонов.
В 1908 году Томас Эдисон создает Motion Pictures Trust, который собирал плату со всех аспектов кинобизнеса - от производства до показа - так как ему принадлежали патенты на электромотор, используемый в кинокамерах и кинопроекторах, и монополия на дистрибуцию.
Лемле и другие владельцы кинотеатров видели путь в избавлении от монополизма Эдисона в производстве собственных фильмов, что и привело к тому, что Лемле с партнерами в июне 1909 года создает Yankee Film Company.
Вскоре эта компания превратилась в Independent Moving Pictures Company, а с 8 июня 1912 года она стала называться Universal Film Manufacturing Co. Это было первое упоминание слова universal в названии компании. Лемле, возглавляя Universal, скупает множество более мелких компаний и приобретает нескольких партнеров. Главными областями деятельности Universal были производство фильмов и их дистрибуция.
С самого момента основания компании сопутствовал успех, во многом связанный с тем, что Лемле отказался от практики Эдисона, который запрещал указывать в титрах имена актеров.
Упоминание в титрах имен актеров позволило компании подписать контракты со многими известными артистами того времени. Кроме того, это способствовало созданию так называемой star system - системы "звезд".
Так, в 1910 году Лемле активно продвигал Флоранс Лоуренс, до тех пор известную как Biograph Girl, что можно считать первым в истории случаем использования имени актера в маркетинговой компании киностудии.
В 1915 году Лемле открыл крупнейшую в мире киностудию - Universal City Studios, занимавшую площадь в 0,9км2 на Cahuenga Pass неподалеку от Голливуда. Управление студией становится третьей областью деятельности компании.
Несмотря на новаторскую роль Лемле, в управлении студией он был чрезвычайно осторожен, что привело к тому, что за несколько лет другие лидеры бурно развивающегося кино бизнеса, возглавляемые Адольфом Цукером, Уильямом Фоксом и Маркусом Левом, опередили Universal. Во многом это связано с тем, что Лемле отказался от развития собственной сети кинотеатров и самостоятельно финансировал все фильмы, производимых студией.
Студия была вынуждена довольствоваться провинциальным рынком, что, и привело к тому, что основной продукцией компании стали мелодрамы, недорогие вестерны и сериалы. В течение нескольких лет в начале 20-х годов прошлого столетия молодой продюсер Ирвинг Тальберг пытался повысить качество производимых фильмов, но в 1923 году он покинул компанию, получив более амбициозное предложение.
В 1926 году Universal открывает студию в Германии - Deutsche Univarsal-Film AG, во главе которой становится Джо Пастернак. До 1936 года это подразделение производило по 3-4 фильма в год, под давлением все возрастающего влияния Гитлера в Европе мигрируя сначала в Австрию, а затем в Венгрию. С приходом в кино звука эта студия стала снимать фильмы на немецком, венгерском и польском языках. Universal не прокатывал эти фильмы в США, но они все равно попадали в американский прокат усилиями независимых прокатчиков. С приходом фашизма и изменениями в составе владельцев головной компании это дочернее предприятие вскоре прекратило свое существование.
Большие изменения в судьбе Universal связаны с одним из величайших актов непотизма - на свой 21-й день рождения (1928) Карл Лемле-младший получил от отца грандиозный подарок - контроль над Universal City. Лемле-младший сделал все то, что отказывался делать его отец: он покупал и строил кинотеатры, создавая собственную прокатную сеть, строил на студии павильоны, пригодные для съемок звукового кино, тем самым повышая качество производимой продукции.
В первые годы его правления на студии снимаются такие фильмы, как «Плавучий театр» (1929) - богатая постановка мюзикла «Бродвей» с первыми цветными сценами, «Король джаза» (1930) и «На Западном фронте без перемен», который принес студии «Оскара» за лучший фильм 1930 года. Также Лемле-младший нашел для студии весьма прибыльную нишу, начав снимать серии фильмов про монстров, которая сейчас известна как Universal Horror. Среди прочих в эту серию входят «Франкенштейн», «Дракула» и «Мумия».
Столь затратные и порой рискованные операции Лемле-младшего не прошли для студии незаметно, тем более в период Великой депрессии. В 1935 году на студии снимается вторая версия «Плавающего театра», на которую Лемле-младший был вынужден впервые в истории компании взять заем в 750 000 долларов в Standart Chartered Bank. Когда же студия, не смотря на коммерческий успех фильма не смогла выплатить заем, контроль над ней перешел к банку. Новые владельцы значительно урезали производственные затраты, что привело к тому, что лучшие творческие кадры, среди которых Маргарет Салливан и Уильям Уайлер, ушли со студии.
К началу Второй Мировой студия возвращается к своей недавней специализации: мелодрамам, дешевым вестернам и сиквелам классических хорроров студии.
В 1950 году агент компании MCA Лью Вассерман и студия Universal производят настоящую революцию в американском кинобизнесе: Вассерман подписывает со студией контракт, согласно которому его клиент - великий Джеймс Стюарт - получает не гонорар, а часть прибылей от проката 3-х фильмов с его участием, которые предполагалось снять на Universal. Когда один из этих фильмов - «Винчестер 73» - стал мегахитом проката, Стюарт превратился в первого по-настоящему богатого американского актера. С тех пор такая форма оплаты актерского труда прочно вошла в практику американского и мирового кинобизнеса.
В конце 50-х годов ХХ столетия студия, как и весь кинобизнес в целом, переживает очередной трудный период, связанный с развитием телевидения. Компания MCA, являвшаяся актерским агентством, становится влиятельным телевизионным продюсером и в 1958 году за 11 миллионов долларов приобретает у Universal Pictures ee студию площадью в 1,5км2. И хотя формально Universal оставался независимым продюсером, влияние MCA на характер снимаемых на студии фильмов было весьма значительным. Впрочем, MCA не только значительно модернизировал производственные мощности студии, но и подписал для Universal контракты с такими выдающимися актерами, как Дорис Дей, Лана Тернер и Кэри Грант.
В 1962 году происходит ожидаемое всеми поглощение компанией MCA компании Universal. В качестве прощального жеста со своим прошлым актерского агентства MCA подписывает для Universal всех своих бывших клиентов. Таким образом, с середины 60-х Universal приобретает совершенно новое для себя качество: она становится современной киностудией полного цикла производства, которая имеет контракты со многими ведущими режиссерами и актерами. Но время все равно было упущено: киноаудитория значительно уменьшается, и на первый план выходит телевидение. И все же, благодаря все той же MCA, которая являлась влиятельным телепродюсером, Universal не только остается на плаву, но и становится производителем до половины телепродуктов для прайм-тайма по все Америке (совместно с каналом NBC, который позже сольется с Universal).
В 70-е годы прошлого столетия, несмотря на то, что на студии снимаются такие хиты, как «Аэропорт», «Афера», «Американские граффити», «Челюсти», «Инопланетянин», «Назад в будущее» и «Парк Юрского периода», основной палочкой-выручалочкой для студии остаются телефильмы. В начале 70-х Universal объединяет свои усилия по мировой дистрибуции своих фильмов с Paramount Pictures, а в 1981-м к ним присоединяется и Metro-Goldwyn-Mayer: так появляется компания United International Pictures, которая с 1997 года дистрибутирует также и фильмы Dreamworks.
В 90-х годах Universal неоднократно меняет владельцев (Matsushita, Seagram, Vivendi), пока в 2004-м 80% акций студии (20% остались во владении Vivendi) не были приобретены General Electric, которая уже владела каналом NBC. Это привело к созданию одного из крупнейшим американских и мировых медиа-конгломератов - NBC Universal.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.